Новости Honda

Бизнес-джеты: на любой вкус и любую цену

Эдвард ФИЛИПС
Растущий спрос на услуги бизнес-авиации во всем мире стимулирует разработку, сертификацию и производство воздушных судов — от очень легких реактивных, летающих со скоростью 600 км/ч, до сверхзвуковых, способных развить скорость 1,6М. Публикуемый краткий обзор наиболее заметных программ дает представление о их текущем статусе и предположительных сроках ввода в эксплуатацию.
Проект бизнес-джета Phenom от Embraer (рис. 1), по словам президента компании Маурисио Ботельо, развивается по плану. Глава Embraer считает, что очень легкие реактивные самолеты (VLJ) — самое значительное нововведение в авиации, это естественный выбор для операторов авиатакси и эксплуатантов, работающих по схеме долевого владения ВС, поскольку самолеты именно такой категории позволяют минимизировать затраты времени на подготовку ВС к обратному рейсу, снизить эксплуатационные расходы и добиться высокой эффективности. Стоимость летного часа Phenom 100, если верить г-ну Ботельо, составит 440 долл., с чем не сравнится, например, Hawker 400XP производства Raytheon Aircraft (700 долл. за час). Бразильский производитель также разрабатывает бизнес-джет большей вместимости, известный как Phenom 300.
По графику, опытный экземпляр Phenom 100 должен быть собран в 2007 г., ближе к середине года запланирован первый полет. Сертификация и ввод в эксплуатацию предположительно завершатся к середине 2008 г. Что касается Phenom 300, то он проходит испытания в аэродинамической трубе в России, его первый полет состоится в 2008 г., а сертификация — в 2009 г. Суммарно на обе модели компания получила более 235 заказов. Phenom 100 оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney PW617F, тяга каждого составляет 730 кгс. У Phenom 300 — два PW535, каждый по 1450 кгс. Цена — 2,85 млн долл. и 6,65 млн долл. соответственно.
Заместитель председателя совета директоров корпорации Aerion Брайан Баренц утверждает, что разрабатываемый компанией проект сверхзвукового бизнес-джета SSBJ (рис. 2) активно продвигается. В начале текущего года в Нью-Мексико были проведены высокоскоростные испытания (1,6М) аэродинамического качества секции крыла с ламинарным обтеканием. По словам г-на Барентса, полученные данные сейчас изучаются и можно ожидать, что они совпадут с конструкторскими расчетами.
Общая концепция SSBJ утверждена; на данном этапе вводятся лишь незначительные усовершенствования: ширина салона увеличена на 2,54 см, несколько удлинен фюзеляж. Согласно Баренцу, конструкция крыла не изменится, однако Pratt & Whitney внесла небольшие изменения в силовые установки JT8, которыми планируется оснастить самолет. Руководство Aerion продолжает переговоры с потенциальными партнерами — производителями авионики и комплектующих — по созданию коалиции для сертификации и серийного производства SSBJ; конкретный результат этой работы будет известен к середине 2007 г. Базовая цена SSBJ — 80 млн долл., ввод в эксплуатацию пока запланирован на 2012 г.
Как сообщает руководство компании Raytheon Aircraft, получение сертификата типа FAA и разрешения на производство Hawker 4000 (рис. 3) ожидается в скором времени. Брэд Хэтт, руководитель направления коммерческих ВС, говорит, что утвержденная FAA программа испытательных полетов благополучно завершена и все необходимые документы для сертификации представлены в регулирующие органы. Пять самолетов должны быть поставлены до конца этого года, еще 24 — в 2007 г. и приблизительно по 30 в последующие годы. На сегодня Raytheon располагает заказами на 74 самолета Hawker 4000, включая заказ на 50 единиц от NetJets, крупнейшего оператора, работающего по схеме долевого владения.
Двухмоторный реактивный самолет с композитным фюзеляжем может похвастаться дальностью полета 6300 км и крейсерской скоростью 896 км/ч (истинная воздушная скорость). Тринадцать машин разной степени готовности собираются на собственном производстве компании в г. Вичита (Канзас). Цена составляет 19,5 млн долл. В качестве главного конкурента Hawker 4000 Брэд Хэтт называет самолет Challenger 300 производства Bombardier, который успешно летает уже приблизительно три года.
Компания Gulfstream Aerospace начала поставки самолета G150 (рис. 4) в III квартале этого года. По словам Стэна Диксона, директора программы G150, три серийных образца уже переданы заказчикам, еще семь — на различных этапах сборки — находятся на производственной площадке Gulfstream в Далласе. Компания Israel Aircraft Industries (IAI), подрядчик по проекту G150, нарастила темпы производства и поставляет самолеты на доработку согласно графику, отмечает г-н Диксон.
G150 — эволюционная разработка на основе базовой модели Astra, 149 серийных образцов которой были выпущены IAI. У G150 новый, овальный в сечении фюзеляж, благодаря чему объем салона увеличивается на 25% по сравнению с Astra. Кабина пилотов также стала более вместительной и теперь оснащается навигационно-пилотажным комплексом Collins Pro Line 21 с жидкокристаллическими дисплеями 10 х 12 дюймов. Стэн Диксон полагает, что G150 конкурирует с линейкой Learjet 60 от Bombardier и Hawker 850XP от Raytheon.
В базовой комплектации G150 стоит 13,9 млн долл. План Gulfstream на этот год — 39 G150 и G200, в следующем году предполагается построить 48 самолетов, причем число заказов может измениться в сторону увеличения.
Компания Cessna Aircraft в сентябре получила сертификат FAA на Citation Mustang (рис. 5). Завершены испытания самолета в естественных и искусственно созданных условиях обледенения, и, согласно заявлениям руководства компании, соответствующее разрешение будет получено до начала поставок самолета заказчикам. Первая поставка запланирована на февраль 2007 г. Сертификация по стандартам Европейского агентства безопасности полетов (EASA) ожидается во II квартале 2007 г., до того как самолет поступит первому европейскому покупателю. На сегодня 20 двухмоторных персональных реактивных Mustang собираются на производственных площадях Cessna в г. Индепенденс (Канзас). "По графику в 2007 г. 40 самолетов Mustang найдут своих владельцев, и слоты на производство распроданы до 2009 г.", — поделились своими планами руководители Cessna.
Dassault Aviation ожидает получения сертификата EASA на новый трехдвигательный бизнес-джет Falcon 7X (рис. 6) в I квартале 2007 г. Первоначальные планы завершить процесс сертификации в III квартале 2006 г. не оправдались — главным образом из-за проблем с поставщиками и внесением изменений в конструкцию с целью увеличения дальности полета. Компания подтверждает наличие заказов на 90 самолетов, часть из которых — от оператора NetJets и правительства Китая. Кроме того, с начала следующего года компания собирается приступить к разработке самолета на замену модельного ряда Falcon 50. Проект, изначально проходивший под грифом 5X и позже переименованный в SMS, возможно, будет представлен авиационному сообществу на европейской выставке по бизнес-авиации EBACE в мае 2007 г.
График производства предполагает постройку двух экземпляров в 2007 г. и еще трех в 2008 г. Однако, как признаются руководители Dassault, для удовлетворения спроса на этот тип компании придется открыть дополнительную линию производства. Что же до представителей всего семейства Falcon, то до конца текущего года компания предполагает осуществить поставку 60-65 машин. К 2007 г. темпы производства достигнут семи самолетов в месяц, к концу 2008 г. — девяти. Приблизительно половина покупателей Falcon — не из Северной Америки; в предыдущие годы эта доля не превышала одной трети. Азия, Индия, Ближний Восток и Восточная Европа, включая Россию, представляют все более благоприятные рыночные условия для семейства Falcon.
SJ30-2, проект компании Sino Swearingen Aircraft (рис. 7), сертифицирован вот уже около года, хотя кресла в салоне, расположенные против направления полета, все еще не получили сертификата FAA, говорит Боб Кромер, вице-президент по маркетингу и продажам. Он полагает, что сертификат будет оформлен к концу года. Кроме того, предстоит сертифицировать производство планера и сборку, осуществляемые в г. Сан-Антонио (Техас). В ближайшее время планируется поставить первый серийный образец (серийный номер 6); еще один, под серийным номером 7, будет выпущен к концу года. В 2007 г. Sino Swearingen собирается построить 13-17 самолетов, а в 2008 г. выйти на производство 50 машин.
По утверждению г-на Кромера, компания получила депозиты на 301 самолет: 99 от прямых заказчиков и 202 от дилеров. Около 70% заказов — от операторов в США. Поступали запросы и от долевых операторов, однако до заказов дело пока не дошло. По словам Боба Кромера, скорость, дальность и система герметизации, обеспечивающая возможность эксплуатации на высоте до 12500 м над уровнем моря, оправдывают возможность использования самолета в качестве средства срочной медицинской эвакуации.
Sino Swearingen проведет переподготовку летного состава для первых 50 заказчиков. Для обучения летного состава будет построен как минимум один полнопилотажный тренажер, соответствующий стандарту FAA уровня D. Осуществление сервисного обслуживания и поддержки всего флота SJ30-2 берут на себя компании Stevens Aviation и Jet International — помимо собственного сервисного центра производителя в Сан-Антонио. Цена двухмоторного самолета в базовой комплектации составит 6,2 млн долл.
D-JET, прототип очень легкого реактивного самолета от Diamond Aircraft (рис. 8), провел в воздухе около 50 ч, в добавление к 1200 ч наземных испытаний различных систем. Сконструированный для полета на высотах до 7600 м, D-JET ориентирован прежде всего на частных владельцев-пилотов, говорит президент компании Петер Маурер: "Мы стремимся сделать D-JET этапным проектом, базовой моделью, на основе которой будут строиться модификации на протяжении следующих 15-20 лет". Второй образец, первый полет которого ожидается в апреле 2007 г., будет полностью соответствовать типовой конструкции. Третий и четвертый самолеты будут построены и подключены к программе испытаний к концу 2007 г. Испытания модели в масштабе 1:5 в аэродинамической трубе на настоящий момент практически завершены.
Компания намерена сертифицировать тип ВС в Министерстве транспорта Канады во II квартале 2008 г., после чего за несколько месяцев рассчитывает получить подтверждение сертификата в FAA. Самолет будет сертифицирован согласно Части 23 Правил летной годности для пилотирования одним летчиком, приборного полета, эксплуатации в условиях обледенения. Только один образец будет построен для проведения статических и прочностно-усталостных испытаний. Ресурс планера пока не определен.
Согласно смелым планам Diamond Aircraft, первый самолет заказчику предполагается поставить вскоре после оформления сертификата, в 2008 г. — выпустить 50 машин, в 2009 г. — 125 и затем по 200 самолетов ежегодно. Одномоторный D-JET привлекает внимание чартерных перевозчиков и операторов авиатакси благодаря низкому по сравнению с другими бизнес-джетами уровню эксплуатационных расходов. Цена самолета составит 1,38 млн долл.
30 сентября получил сертификат типа Eclipse 500 (рис. 9), разработанный Eclipse Aviation. Самолет управляется одним пилотом, допущен к ночным полетам, по ПВП и ППП, с сокращенным интервалом вертикального эшелонирования. Кроме того, по словам представителя компании, FAA признала, что тип удовлетворяет ограничениям Главы IV по уровню шума.
Eclipse готовит полный цикл производства двухмоторного реактивного самолета и планирует поставить первый экземпляр заказчику уже в октябре. На сегодня компания располагает заказами на более чем 2500 самолетов этого типа.
На заводе в г. Альбукерке (Нью-Мексико) собирается 19 самолетов, в планах — 30-50 до конца года. Президент компании Верн Рабурн рассчитывает, что в 2007 г. численность парка Eclipse 500 возрастет до 400 машин. Только в этом году 10 самолетов должны быть переданы оператору авиатакси DayJet. Eclipse уже заказал шесть полнопилотажных тренажеров стандарта FAA уровня D. Первые четыре будут установлены на учебно-тренировочной базе авиакомпании United Airlines в Денвере. Цена Eclipse 500 — 1,5 млн долл.
Учрежденная в августе фирма Honda Aircraft, базирующаяся в Гринзборо (Северная Каролина), начала принимать заказы на HondaJet (рис. 10) во время прошедшей недавно в Орландо выставки Национальной ассоциации бизнес-авиации. Президент компании Митимаса Фудзино говорит, что по графику самолет будет сертифицирован FAA к 2009 г., после чего будет запущен в производство и в 2010 г. его получат первые заказчики. Цена ВС на момент публикации не разглашалась. Два двигателя HF118 будут устанавливаться на пилонах над крылом. Фюзеляж HondaJet — из композитных материалов, компоновка салона — на пять пассажиров. Конструкция металлического крыла и носовой части самолета рассчитана на естественное ламинарное обтекание. Суммарный налет прототипа с декабря 2003 г. составил более 240 ч. Максимальная скорость, по расчетам, — 778 км/ч на высоте 12500 м, дальность полета — 2000 км.
Компания Grob Aerospace оформляет сразу два сертификата — и в EASA и в FAA — на SPn Utility Jet (рис. 11); процесс завершится к концу следующего года. Особенностью двухмоторного самолета является композитный фюзеляж и крыло, рассчитанное на посадки на ВПП с низким качеством покрытия. Как утверждают в компании, два опытных образца проходят программу летных испытаний и в 2007 г. к ним присоединится третий. Один из самолетов тестируется на сваливание, полеты в самом широком диапазоне режимов и полеты при отказе одного двигателя; на втором испытывается приборное оборудование, антиобледенительная система, система жизнеобеспечения и другие системы.
Третий, полностью оснащенный опытный образец предназначен для выполнения испытательной программы на соответствие заданным техническим условиям и на надежность.
Самолет сертифицируется по нормам EASA, Часть 23, и нормам FAA, Часть 23, — на эксплуатацию ПВП/ППП, ночью, в условиях обледенения. Состав экипажа — один пилот. Силовая установка — два Williams International FJ44-3A, с автономной цифровой системой управления, тяга каждого — 1270 кгс. Компания Honeywell оснастит самолет интегрированным пилотажно-навигационным комплексом APEX. Объем салона 11,5 м3, высота 165 см; варианты компоновки — на 6 или 8 пасс. Партнером Grob Aerospace по программе станет компания Execujet Aviation Group, которая будет заниматься продажами по всему миру и осуществлять сервисное обслуживание. Цена самолета — 7,3 млн долл.
Компания Adam Aircraft сообщает, что портфель заказов на деловой самолет А500 составил 72 машины. Характерная особенность А500 — два поршневых двигателя, расположенных по продольной оси в носовой и хвостовой частях самолета и приводящих тянущий и толкающий винты. 29 сентября компания получила от FAA уточненный сертификат типа, допускающий эксплуатацию по ПВП/ППП, ночные полеты, с ограничением по потолку не более 3800 м до получения разрешения на полет в условиях прогнозируемого обледенения (которое будет оформлено до конца года). В этом году будет построено 8 самолетов, в 2007 г. — 46, в 2008 г. — 81. Цена — 1,25 млн долл.
В дополнение к программе А500 Adam Aircraft продолжает разработку и испытания реактивного A700 AdamJet (рис. 12), 60% планера и систем которого такие же, как у его поршневого собрата. Цена в 2,25 млн долл. не помешала набрать внушительное число заказов — 342. Завершение процесса сертификации ожидается в I квартале следующего года. Два самолета уже задействованы в серии испытаний, в этом месяце парк пополнится еще одним образцом. В течение 2007 г. планируется поставить девять A700, в 2008 г. — 81, рассказали представители компании.
"Гладко продвигается" к получению сертификата типа и программа гражданского конвертоплана ВА609 компании Bell/Agusta Aerospace (рис. 13) — так охарактеризовал процесс, окончание которого предвидится в конце 2010 г., исполнительный директор Дон Барбур. Прототип выполняет 2-3 вылета в неделю, базируясь на производственной площадке Bell XworX в г. Арлингтон (Техас); опытный образец в настоящее время проходит интенсивную программу наземных испытаний на базе Agusta в Камери (Италия). Первый полет запланирован в этом месяце. Дон Барбур обещает, что летный "дебют" BA609 состоится на выставке в Ле-Бурже следующим летом. Еще две машины собираются в США и Италии — как и первые образцы, они будут задействованы в сертификационных испытаниях. Суммарный налет должен составить не менее 3000 ч.
Компания тесно сотрудничает с FAA и EASA по созданию сертификационного базиса на основе FAR, Части 23, 25, 27 и 29. BA609 будет сертифицирован в категории ВС с вертикальным взлетом, а пилотам придется получать допуск на конвертоплан. Хотя финальная цена еще не названа, г-н Барбур утверждает, что в базовой комплектации BA609 будет стоить не более 16 млн долл.

Читайте также  GAMA отчиталась о поставках самолетов и вертолетов в первом полугодии